Дмитрий Нагиев: «Свобода без любимой мне не нужна

23.10.2018 13:33

Ведущий лучшего музыкального телешоу, участник самого кассового спектакля, самый обеспеченный артист... Для Нагиева превосходные степени давно стали привычными. Не говоря о статусе одного из самых сексуальных мужчин нашего шоу-бизнеса. Легко ли, жонглируя титулами, не растерять талант драматический и человеческий?

За распахнутыми окнами студии, где мы разговариваем с Дмитрием, открывается изумительный вид на Неву. Угол Фонтанки и набережной Кутузова — центр города, в котором Нагиев родился и состо­ялся как артист, а теперь бывает наездами.

«Сейчас уже лечу в Москву как домой, пророс корнями», — признается Дмитрий. Дело не только в работе, которая ждет в столице. Очевидно, есть и причина личного характера, о чем он пока не настроен говорить публично. «Вот будете на склоне лет писать мою биографию…» Но до этого, похоже, еще далеко: загорелый, накачанный, он выглядит более молодым и стильным, чем прежде, не упускает случая пококетничать, обнажить татуировки и поиграть двусмысленностями.

«Глаза мне потом поярче сделай, стилист забыл подвести», — указывает фотографу. Нельзя сказать, что в эту минуту он сильно отличается от своего расхожего телеэкранного образа — ироничного мачо или же циничного шута с добрым сердцем.

Тем удивительнее, что разговор наш складывается поперек всех шаблонов. Причиной тому — новая работа Нагиева: трагическая роль Виталия Калоева затмила на время его самые успешные проекты — телесериалы «Физрук» и «Кухня», шоу «Голос», — заставив поднять темы, неприлично серьезные для мэтра индустрии развлечений.

Psychologies: На кинофестивале «Хрустальный источник» в Ессентуках фильм «Непрощенный» удостоен призов прессы и зрительских симпатий, а вы лично — премии «За лучшую мужскую роль». Поздравляю, у картины отличный старт!

Дмитрий Нагиев: Спасибо!

На конкурсный показ фильма приезжал сам Виталий Калоев, прототип вашего героя. Он комментировал вашу работу?

Нет, он сказал только одно: «Пусть все дети попадут в рай, если, конечно, он существует». И ушел. Понимаю, что ему очень тяжело было смотреть, ведь у таких событий нет срока давности. И обсуждать его реакцию не очень корректно.

Легко сказать: «Я тебя люблю! Я тебя могу!» И очень тяжело из себя выдавить «Прости меня» или простить самому. Но я к этому иду

Ваш герой переживает страдания, с которыми многие не готовы встретиться даже в качестве зрителей. Как вы решились пропустить через себя эту боль? Ведь отстраненно сыграть такое невозможно.

Я хотел не пропускать этот ад через себя. Потому что — зачем? У меня за плечами три года телешоу «Окна» — три года рыданий, соплей, на которые я поначалу искренне реагировал, а потом понял, что через пару месяцев так можно и преставиться. И стал работать отстраненно.

И здесь тоже решил: достану-ка из загашника лучшие свои штампы — багаж у меня большой, — смахну с них пыль и отработаю. Завуалировав ими нежелание, а может быть, неумение погружаться в трагический материал. Но примерно к середине первого съемочного дня я понял: нет, не пошло. Придется углубиться.

Я терпеть не могу артистов, которые тащат рабочие вериги в жизнь, забывая, что все, чем мы занимаемся — даже такой жанр, как этот, — индустрия развлечений. Но здесь я сам попался на этот крючок и никак не мог после съемки распрямиться. Все тело начало болеть, затекать от внутренних переживаний. Впрочем, о том, что получилось, а что нет, — судить зрителю.

Что стало решающим аргументом в пользу роли?

Покорежила сама трагедия, которую невольно ассоциируешь с собой — выкручивая из сценария героев и вкручивая туда своих близких. Что-то более страшное представить невозможно. Поразила простота слога и невероятный драматизм.

МАСКА ТРАГЕДИИ 

Предстать перед поклонниками в роли, лишенной всяких прикрытий — будь то шутки, динамичный сюжет или яркий характер, — поступок для шоумена отважный. Особенно учитывая жгучую реальность событий «Непрощенного». В авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году погибли жена и дети строителя Виталия Калоева. Не дождавшись извинений от авиакомпании, Калоев нашел адрес диспетчера и совершил самосуд.

Нагиев играет человека, переживающего потерю смысла жизни, с ощутимым внутренним напряжением. Брутальность, присущая артисту, лишается налета демонизма, обретая моментами черты высокой трагедии. «Непрощенный», режиссер Сарик Андреасян. В прокате с 27 сентября.

Вы оправдываете страшный поступок, совершенный героем в состоянии аффекта?

Как актер я для себя оправдал все. Обязан был это сделать. Но это не значит, что у меня как человека нет вопросов. Я помню, как 15 лет назад впервые прочитал об этих событиях в новостной ленте, — меня буквально разрывало: сначала я думал, что поступил бы так же, а через 4 минуты — нет, я никогда бы так не поступил. Эти метания продолжались достаточно долго. Как выяснилось, они свежи до сих пор. Очень надеюсь, что никогда не окажусь перед таким выбором.

Эта история во многом о невозможности простить и получить прощение. Вот вы умеете прощать? Вам это легко?

Умею. Но это совершенно точно непросто. Легко сказать: «Я тебя люблю! Я тебя могу!» И очень тяжело из себя выдавить «Прости меня» или простить самому. Но я к этому иду. Хотя с искренностью пока проблемы. Слова уже льются, но чувства, как говорил Евгений Леонов, прячутся за камушком.

Вы мельком упоминали в прессе о дедовщине, с которой столкнулись в армии, о своих сломанных ребрах. Людям, которые допустили насилие в отношении лично вас, вы простили? Вы их лица помните?

(Долгая пауза) Знаете… На сегодняшний день все, что связано с насилием, я бы даже сказал — все, что связано с агрессией, — мне отвратительно. В искусстве, в политике, в бизнесе — везде. Но вот я вспоминаю своих обидчиков тех лет, и выясняется, что не так это и отвратительно (усмехается). Вулкан потух, но дым еще идет у меня внутри. Хотя на самом деле думаю, что простил.

Вам никогда не хотелось поискать этих людей в соцсетях и посмотреть, как им живется?

Нет, мне это абсолютно не интересно. Вот свою первую девушку я пытался найти. Но мною двигало лишь гадкое любопытство, не имеющее отношения ни к нежности, ни к любви, ни к добрым воспоминаниям. Я себя поймал на мысли: «Посмотри, какой я клевый. Дай-ка я посмотрю на тебя, бабка». Что-то близкое к этому.

Это жестоко.

Да, это жестоко. Собственно, поэтому я и перестал ее искать, чтобы не разжигать внутри себя огонь цинизма, тщеславия.

Отца своего вам было простить легче? Вы говорили, что были обижены на него за то, что ушел от мамы.

Мне его совершенно не за что прощать. Такие обиды есть у всех. Так и мой сын был обижен, когда мы с его мамой (Алисой Шер, бывшей женой артиста. — Прим. ред.) разошлись. Трудно принять чужую женщину своего отца. Я бы назвал это детскими обидками, не больше.

На сегодняшний день, когда мамы уже нет, у нас с братом (Евгений Нагиев, младше Дмитрия на 4 года. — Прим. ред.) остался один отец, и все внимание ему. Как он говорит: «Ну что, теперь мне будете надоедать?» Мы ведь ему без конца звоним: «Ну ты как? Сегодня ходил? Надеюсь, ты не сидишь целый день?» — «Нет, я лежу». — «Пап, давай двигайся».

Сегодня обид нет никаких — мотивы его поступков понятны. Но должно было пройти время. После 40 лет, как заметила однажды прекрасная актриса Татьяна Васильева, мозги начинают вправляться в геометрической прогрессии.

ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 

Как становятся звездами — благодаря или вопреки? Не всегда понятно. Был момент в его жизни, когда судьба «как песок уходила сквозь пальцы»: в 1990 году, завершая учебу в театральном институте, он получил травму, несовместимую с карьерой, — паралич лицевого нерва. Чего ему стоило состояться в профессии — одному Нагиеву известно. Можно восхищаться мастерством, с которым он виртуозно обыгрывает или прячет недуг, но ясно, что травма навсегда — зона высокого напряжения.

«С этим невозможно справиться, — признает Дмитрий. — Я постоянно помню об этом, контролирую лицо. Но может быть, именно травма, необходимость быть собранным, внимательным, и помогла мне двигаться? Не знаю, как сложилась бы жизнь, будь все немного хуже. Поэтому рецептов не даю. Знаю одно: чем меньше тайн, скелетов в шкафу, тем, безусловно, легче. Это касается и личной жизни в целом».

Без всяких усилий с вашей стороны?

Надеюсь, что я какие-то усилия вложил в течение жизни. В свое время я орал на маму, зачем она меня тащит в самбо, заставляет заниматься музыкой, — мне это никогда не пригодится,– а сейчас я понимаю, что еду на тех ресурсах, которые заложили родители еще в детстве. То же самое и с мозгами — что-то прочитал, что-то посмотрел, и это приносит свои плоды.

Вы довольны тем, что вложили в вас родители?

Может быть, мужчине принято говорить об уроках отца. Но во мне и брате очень много именно от мамы. Она была начитанным, образованным человеком, преподавала иностранный язык в военной академии. Но главное, она была очень мудрой женщиной. Она садилась напротив и произносила какие-то вещи, которые западали в память.

Приведу пример. Идем мы однажды к метро, разговариваем. И я, 18-летний, роняю: «Ой, мне так с ней хорошо!» Тут мама останавливается, берет меня за руку и говорит: «Запомни на всю жизнь. Вначале ты должен сделать так, чтобы хорошо было ей, а потом, если останется время, подумай о себе». Редкая мама не постесняется произнести это. И мне кажется, я всю жизнь поступаю именно так. И не постесняюсь сказать то же самое своим детям, когда они вырастут.

По работе мама тоже дала много полезных советов. Вот этот особенно пригодился: «Работая с людьми, не изображай любовь, попробуй их любить по-настоящему».

Настоящий мужчина проявляется не в агрессии. В чем? В поступках. В спокойствии движений и четкости мысли

А у отца что берете?

Знаете такой анекдот — когда напали хулиганы, я вспомнил все, чему учил меня отец. Но умение коптить свинью, к сожалению, не пригодилось. Вспоминая все, что отец говорил и делал, я учусь или делать так, или так не делать.

Моих мозгов хватает хотя бы на это: понимать, что так поступать нельзя. Хотя папа с годами все меньше проколов делает, он обрел уже то спокойствие и рассудительность, о которых я пока мечтаю. Потому как — шила в мешке не утаишь — мы с братом пошли в папу.

Либидо, говорят, с возрастом снижается…

Вот я уже сейчас, не дожидаясь потери либидо, пытаюсь стать таким же рассудительным, без бегающих глаз. Только сейчас начинаю понимать, что настоящий мужчина проявляется не в агрессии. В чем? В поступках. В спокойствии движений и четкости мысли. В грамотности и логичности выражения эмоций — чего мне очень не хватает.

А женщине все это позволительно?

Опять-таки, все, что связано с агрессией — на кухне или в постели, все эти инстаграмные «прихваты» — «Я редкостная сука/дура» — мне это не интересно. Интуитивно таких женщин я избегаю. А как говорила одна знаменитая в шоу-бизнесе ведунья, интуиция у меня хорошая.

Прислушиваясь к интуиции, вы все-таки иногда оказывались в «трэшовых» проектах. Например, в шоу «Окна», которое было на грани фола…

Не на грани, а за гранью.

Тем более. Вы жалели потом об этом?

Любую работу я воспринимаю как опыт. И точно не жалею о нем. Знаете, есть один оригинальный напиток Cola и десятки производных от нее. Были «Окна», а все остальное, что мы видим сегодня — всю грязь сегодняшних эфиров, — это производные от «Окон».

А чем тут гордиться-то?

Я ушел именно в тот момент, когда понял, к чему это ведет. В чем здесь моя ошибка? Некоторые педагоги театрального института перестали со мной разговаривать после того, как я пришел на телевидение. Они говорили, что я предал театр. И я тогда очень переживал. Сейчас мне все равно. Потому что я маленький человек с фамилией Нагиев. Мне приходилось цепляться за то, что мне предлагали. Я просто работал, карабкался.

А цель, вершина ваша где?

Сейчас у меня есть желание трудиться, производить хороший, грамотный и красивый продукт, не думая о достижении каких-то материальных целей. И я работаю над собой, чтобы это желание не граничило с тщеславием.

В этой жизни, такой краткосрочной, в общем-то, свою миссию вы в чем видите?

Я боюсь ее формулировать. Чтобы для себя не выяснить вдруг, что моя миссия была в том, чтобы просто передать вам солонку, как в известном анекдоте. Я себе лишь говорю, что эта миссия грандиозна, выполнима и не реализована пока и на 30 процентов.

Мы сейчас берем за скобки детей, естественно. И если мне поставить условие «либо-либо», то, конечно, на первом месте будет их счастье и благополучие, ради которого я готов с удовольствием мыть полы на палубе кораблика, который сейчас проплывает мимо нас.

Мне не нравятся разговоры о том, что любовь — это ежедневная работа… Если это работа, значит, что-то не так с любовью

Вы стали отцом в 22 года — вы вообще тогда, в столь юном возрасте, испытали хоть какие-то отцовские чувства? Радость от того, что кто-то продолжит род…

Желание продолжить род отсутствовало абсолютно. Аборт казался мне естественным решением: прерываем беременность и продолжаем идти по жизни дальше, взявшись за руки, свободные, счастливые. Но Алиса категорически отказалась искать деньги, за что ей спасибо.

А в какой момент почувствовали себя отцом?

Да я и сейчас себя не особенно так осознаю. Беспокоит только: а вдруг уже не хватит моей энергии, моей любви? Я очень ответственный человек. Хотя, в общем, я неплохой отец. Я не умею играть в машинки и просто засыпаю через четыре секунды, это да. Но проводить вместе время, гулять, разговаривать, бегать друг за другом, давая пендели, — здесь я хороший отец. И Кирилл, я думаю, это подтвердит. А с годами становлюсь мягче. И сентиментальнее, к сожалению.

Это не очень заметно. Вы достаточно уверенно носите маску брутального и непроницаемого героя.

Я стал уставать от этой маски. Позволяю себе меньше заигрывать с публикой. Мне сегодня стало гораздо важнее нравиться своей любимой, своим близким.

Тогда, как человек любящий, скажите: любить и оставаться свободным реально?

Да. Мне не нравятся разговоры о том, что любовь — это ежедневная работа… Если это работа, значит, что-то не так с любовью. Поэтому надеюсь и мечтаю, что можно любить и при этом быть свободным. Важно — какие рамки стоят внутри тебя самого.

Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

Вот я надеюсь, что моя свобода там не заканчивается. Что наши свободы, взявшись за ручку, плавно перетекают друг в друга. По крайней мере, меня какая-то мифическая свобода без Нее мало интересует. «Без Нее» — это в принципе собирательный образ. Но для меня за ним стоит конкретный человек.

Надеюсь, что, нащупав гармонию, я не стану брюзгой. А еще чем-то порадую зрителя

Любовь длится три года.

Да будь проклят тот, кто это сказал.

Это говорят нейробиологи, оперируя научными исследованиями. После страстной любви придет что-то другое…

Знаете, когда на закате моей карьеры вы будете писать мою биографию, то я надеюсь, к тому времени смогу вам доказать, что это не так.

Вам интересно еще что-то про себя понять?

Скорее — поймать гармонию, что в сегодняшней политической обстановке и в нашей замечательной стране непросто. И надеюсь, что, нащупав гармонию, я не стану брюзгой. А еще чем-то порадую зрителя.

Вы меня затащили в серьезную беседу. Ненавижу таких артистов — вчера был нормальный человек, клоун-паяц, — и вдруг сегодня сидит такой серьезный, рассуждает о высоком. Вот когда я 25 съемочных дней погружался в этот ад «Непрощенного», уникальный гример Елена Ваховская, наклеив мне бороду, громко говорила: «Я прошу тишины. Фродо надел кольцо». В тот момент я становился другим человеком. Но как только звучит «стоп, снято», я бороду отклеиваю…

…Фродо снимает кольцо.

 

 

Источник