Тот Самый Федя Из «Операции «Ы» Был Асом Рукопашного Боя. И Кавалером Двух Орденов Славы…

16.02.2018 10:50

Многие знают и помнят актёра Алексея Макаровича Смирнова (28.02.1920 – 07.05.1979). Он нам больше всего запомнился по комедийным ролям. Один его «Верзила» из «Операции Ы…» чего стоил. Был большим другом Леонида Быкова и снялся в некоторых его кинокартинах на военную тему, таких как «Разведчики» или » В бой идут одни «старики»»…

А между тем Алексей Макарыч сам прошёл всю Великую Отечественную войну и служил не абы где, а в войсковой разведке. Сам неоднократно ходил в тыл врага. Кавалер двух орденов Славы, кавалер Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

Подвиги взводного Смирнова

Центральный архив Министерства обороны хранит в своих недрах красную папочку с личным делом красноармейца Алексея Макаровича Смирнова. Он командовал огневым взводом в 169-м минометном полку. Прошел путь от рядового до лейтенанта. Два ордена Славы — 2-й и 3-й степеней, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»… А еще будущий киноактер принес с войны тяжелую контузию, «заработанную» в кровопролитных боях за одерский плацдарм.

Наградной лист к приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 года кратко «сопровождает» первый орден Славы Алексея Макаровича: «20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев…»

Можно только представить тот бой. Четырехорудийная минометная батарея вряд ли насчитывала больше полутора десятков бойцов. Да и в контратаки ходить — не артиллерийский хлеб. А уж как в рукопашном бою можно в одиночку «повязать» сразу семерых — вряд ли объяснят нынешние мастера восточных единоборств.

Вторую «Славу» он получил за бой близ деревни Посташевице. Минометчиков, видимо, пехота не прикрывала, да и какое прикрытие в наступлении? Вновь была немецкая атака, рукопашный и — скупые строки в наградном листе: «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометной обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер, в этом бою было уничтожено две пулеметные точки и двадцать гитлеровцев».

На себе зимой перетащить вплавь 120-миллиметровый ствол с чугунной плитой и минами — это как? Одер, между прочим, не самая узкая речушка… Вот таким, оказывается, отчаянным бойцом был наш любимый артист Алексей Смирнов. Жаль, что узнали мы об этом совсем недавно — он о войне никогда не говорил.

«А умер он, узнав о смерти Леонида Быкова…»

Режиссер Леонид Быков познакомился со Смирновым задолго до съемок «В бой идут одни «старики» — еще на «Ленфильме», на пробах фильма «Зайчик». И пригласил артиста в свою картину в ту пору, когда Алексей Макарович переживал не лучшие времена.

— В кулуарах худсовета кривились: «Зачем нужен такой тип?» — вспоминает редактор фильма «В бой идут одни «старики» киевский кинокритик Эмилия Косничук. — Поговаривали, что Смирнов крепко попивает, снимается мало, зачем нужны дополнительные сложности… Но Леня никого, кроме Смирнова, в роли механика не видел. И какой блестящий возник альянс! Как импровизировали на ходу! Помните — механик крестит улетающий на боевое задание самолет? Этого в сценарии не было, но пришло из правды войны.

На студии подтрунивали: Смирнов смотрит на Быкова с обожанием, будто мать на новорожденного.

— Или как тургеневская девушка, — улыбается Косничук. — Впрочем, иного отношения к Быкову не испытывал никто. «В бой идут одни «старики» — больше, чем просто фильм. В нем раньше находили и до сих пор находят непостижимые переплетения киношных и реальных судеб.

Историю о том, как умер Алексей Смирнов, Эмилия Косничук слышала от коллеги, снимавшегося в массовке. Когда Быков разбился в машине под Киевом, Смирнов лежал в больнице в тяжелом состоянии, и окружающие не рискнули сообщить ему горькую весть. В день выписки Алексей Макарович, широкая натура, решил поблагодарить врачей. И первый тост предложил за своего лучшего друга и великого режиссера Леонида Быкова. Мол, без Леонида и жить не стоило бы! Кто-то в растерянности обронил: «Разве вы не знаете — Быков погиб…» Смирнов замолчал, вышел из-за стола, вернулся в свою палату, лег на койку и скончался.

— Не стану утверждать, что этот рассказ — стопроцентная правда, — говорит Косничук. — Хотя помню Алексея Макаровича как очень искреннего человека и думаю: такой удар мог остановить его сердце…

Эти фильмы со Смирновым мы будем смотреть всегда:

«Полосатый рейс» (1961)

«Я шагаю по Москве» (1963)

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

«Война и мир» (1965 — 67)

«Айболит-66» (1966)

«Три толстяка» (1966)

«Свадьба в Малиновке» (1967)

«В бой идут одни «старики» (1973)

ИЗ ДОСЬЕ

Федя из «Операции «Ы» был асом рукопашного боя. И кавалером двух Орденов Славы…Орден Славы является, по мнению специалистов, советским аналогом легендарного Георгиевского креста.

Орден имел три степени, и награждали им последовательно – от третьей к первой. В 2000 году в России в живых оставались 350 полных кавалеров ордена Славы.

Основание для награждения – личное мужество.

По статусу ордена Славы, им награждались рядовые и сержанты Красной Армии (в авиации — и младшие лейтенанты), проявившие «славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». В перечне подвигов для представления: спасение знамени части, уничтожение до 50 солдат и офицеров или двух танков противника, захват «языка», уничтожение пулемета или миномета в тылу врага, возвращение после перевязки в строй, оказание помощи раненому под огнем…

 

Источник